Сайт Свами Муктананда Пури » Значимость гуру

Значимость гуру

(Из статьи «Гуру Парампара»)

Yah tan vish ki beladi, guru amrit ki khAn
Shish diye jo guru mile, to bhI sastA jAn

Это тело – сосуд, наполненный ядом, в то время как гуру – источник божественного нектара. И если даже надо отдать голову за то, чтобы стать учеником гуру – то это, тем не менее, выгодная сделка.

Обычный человек тратит много времени и энергии, преследуя материальные цели. И изменение нашего сознания, направление его на достижение духовных целей – процесс очень сложный. Наше сознание с его постоянной привычкой поиска объектов для развлечения – становится подобным сосуду с ядом. Гуру, напротив, — просветленный, который постоянно стремится, чтобы состояния просветления достигли все его шишья (ученики).

Если нами движет голод, то пусть это будет голод к просветлению. Быть готовым отдать все, чтобы стать просветленным. Можно стремиться к просветлению, но этот путь может быть длиной в несколько жизней. И отдать свою жизнь, свою голову ради такой цели – небольшая плата.

Есть небольшой рассказ о Гуру, у которого было несколько учеников. Однажды он спросил их, чем они обладают. Ученики по очереди стали перечислять все свое имущество. Один из них – Сомнат – очень долго перечислял все, чем владеет. Он назвал земли, лошадей, деньги, золото, драгоценности и так далее. Когда же очередь дошла до другого ученика – Рагунатха – он посмотрел на Гуру и сказал: «Учитель, все, чем я владею – это Бог, Вы и мантра, что Вы мне дали».

Тот, кто предан Учителю и Богу – только это считает принадлежащим ему по праву. Привязанность к материальным ценностям приводит лишь к печали. В процессе повторяющихся рождений и смертей мы оставляем все мирское, чем мы владеем. Сохраняются только самскары (паттерны сознания). Мы должны стремиться к просветлению и освобождению – это главные самскары, которые останутся с нами.

Guru som gnan jo lIjiye, shish dIjiye dAn
Bahute bhoNdU beh gaye, rakh jIv abhimAn

Когда кто-либо получает знание от гуру, он должен пожертвовать своей головой (т. е. расстаться со своим эго). Многие олухи стали просветленными, избавившись от личной гордости.

Возможно, одна из самых сложных задач гуру – это справиться с эго ученика. Задача эта сложна, потому что ученик не готов принимать удары от гуру. Ученика и Гуру связывает любовь, и когда Гуру нападает на эго ученика, ученик бунтует и часто не понимает, каким образом тот, кто наполнен любовью, и кто, казалось, любил его или ее, мог стать таким жестоким. Ученик должен понять это и твердо верить в Учителя. Как хороший боксер, который должен научиться держать удар, чтобы выжить на ринге, он должен использовать всю свою силу и веру, чтобы выстоять. В какой-то момент ученик должен достичь того уровня, который ожидает от него Гуру, или же все будет потеряно.

Мы в Индии говорим “Khud ko kar itna buland, ki Khuda bande se pooche, bata teri raza kya hai”: «Ты должен стать таким совершенным, чтобы бог спросил у тебя, скажи чего ты хочешь». Духовное знание приходит через служение богу. Нужно стать настолько преданным, чтобы Гуру не мог отказать тебе в просьбе. Преданность должна идти от саттвы, а не от раджасы . Ее нельзя схватить, она должна проникнуть в тонкие слои сознания. Если ты сможешь относиться к Гуру, как к Богу на земле, то тебе станут доступны лучшие качества его силы.

Есть история про гуру и его учеников. Однажды среди ночи Гуру посмотрел на своих учеников и сказал: «Смотрите, как прекрасно светит солнце». Ученики решили, что Гуру уже стар и потерял рассудок. И только один ученик произнес: «Да, гуру». Тогда гуру сказал ему: «Постирай одежду, высуши ее на солнце и принеси сюда». В Индии днем, особенно летом, солнце такое жаркое, что одежда высыхает за час. Ученик быстро постирал одежду и положил сушить. В течение часа все высохло, и он принес сухие вещи. Такова сила слов просветленного. Ученик должен суметь установить правильный контакт с Гуру, и тогда божественная сила Гуру передастся и ему.

nigurA mauko nA mile, pApI mile hajAr
ika nigure ke shish pe, lakh pApI kA bhAr

Трудно найти просветленного, зато грешников можно встретить тысячи. Один просветленный может помочь сотне тысяч грешников избавиться от своих грехов.

Когда мы смотрим на общество, то видим, что большинство людей следуют своим желаниям. Проблема в том, что это эгоистично. Каждый хочет получить, что желает, часто за счет других. И хотя соревнование лежит в основе прогресса, оно должно быть ограничено определенными рамками. Распространенная проблема с желаниями заключается в том, что не все они выполнимы. Аристотель сказал: «Когда мы гоняемся за желаниями, одни исполняются, другие – нет. Когда наши желания не исполняются, мы расстраиваемся. Но абсурдно расстраиваться ради удовольствия». Обычный человек этого не осознает и постоянно вовлекается в деятельность по удовлетворению своих желаний.

Грех в контексте духовности понимается как любая деятельность, отдаляющая от Бога и просветления. Было бы честно признать, что большая часть человечества отдаляется от Бога, поскольку всю деятельность направляет на удовлетворение личных желаний. В каждом обществе мы ищем лидеров, которые изменят то, как люди думают и как живут. Гуру – это та самая сила. Он меняет жизни людей и их отношение к миру. Гуру – это катализатор изменения.

ОМ ТАТ САТ