Сайт Свами Муктананда Пури » Зачем служить Садху?

Зачем служить Садху?

садху и ученик

Был выдвинут аргумент: не лучше ли служить бедным людям без всякого желания, вместо того, чтобы служить духовному лицу или Санньяси с желанием получить взамен благословения?

С духовной точки зрения, сева или служение выполняется для очищения ума. Это, возможно, самая трудная из всех духовных практик, поскольку она может быть очень сложной. Когда мы начинаем служить другим, это помогает в развитии доброты, любви, сострадания ко всем ближним. Во время служения другим мы часто не дотягиваем до определенных параметров. Порой мы взволнованы или обеспокоены событиями или поведением. Это момент самоанализа, который дает нам шанс наблюдать самих себя и очиститьсвой ум от загрязнений в виде волнения и беспокойства.

Люди часто используют такое выражение «я знаю это», но на самом деле они не знают, поскольку пустое знание без практики — это не настоящее знание. Ум имеет одно качество, которое не осознается как следует большинством людей: ум стремится поглотить все вокруг нас, включая окружающую среду, и поэтому принимает форму окружающих нас объектов, будь то объекты желания, ненависти или просто объекты в сфере наших пяти чувств. Однако интенсивность может меняться. В конечном счете ум формируется с помощью своих ассоциаций. Если ум находится среди чувственных наслаждений и материальных объектов, он создаст человека чувственного, эпикурейца и гедониста, а ум, который находится среди духовных устремлений, служения другим людям и саморазвития, будет меняться на пользу человеку, возвышая его сознание. В конечном счете, ум — это инструмент, который можно лепить, направлять, формировать и указывать путь, на который вы хотите его поставить, но это легче сказать, чем сделать. Ум, как я уже говорил, будет поглощать все вокруг вас; а все, что происходит вокруг вас, достаточно трудно контролировать. Поэтому важно обращать внимание на окружение, которое вы выбираете, и ассоциации, которые вы формируете, будь то ваши друзья, коллеги или семья. Поэтому ум нужно направлять на добрые дела и общение с людьми, обладающими высшим мышлением, высшими целями и высшим сознанием, именно для того чтобы он развился в высший ум настолько, чтобы удержать его от дурных привычек, плохого характера и действий, присущих низшему сознанию.

Часто, когда индуисты говорят о духовности и благородных делах, они принимают Ниш Каамбхав (служение другим без желания чего-либо взамен) как наивысшее. Это совершенно правильно; однако, если человек это не просветленный мастер то есть два фактора.

Во-первых, человек, который выполняет какое-либо действие, независимо от желания или нежелания чего-либо взамен, всегда находит, что какой-то обмен происходит. Этот обмен не финансовый, но он может быть умственным и эмоциональным. Впечатления от людей, с которыми вы взаимодействуете, будут влиять на вас, независимо от вашего желания принять или отклонить их. Это может быть и в положительном, и в отрицательном смысле. Здесь следует также отметить, что на ум оказывает влияние тип людей, с которыми человек общается. Люди, которые проводят время с преступниками и проститутками в попытке воздействовать на них, чтобы улучшить, обнаружат, что в ответ они впитывают определенное количество их грубости. Можно встретить социальных работников, использующих сквернословие, а полицейские становятся более резкими и  жестокими, поскольку их умственное состояние тоже ухудшается. Однако если кто-то меняет это уравнение и создает связь с людьми, которые обладают более высокими качествами, то в результате вы обнаружите, что ум становится более спокойным, действия и движения мягче, психическое состояние лучше.

Второй фактор заключается в том, что если у человека есть желание просветления и освобождения, развития высшего сознания, то это желание в индуистской мысли не считается желанием, по той простой причине, что путь от тьмы к свету имеет положительный эффект. Никто не может достичь освобождения или просветления без продвижения по духовному пути. Чтобы идти по духовному пути, человеку приходится иметь желание двигаться вверх. Поэтому неверным является аргумент, который считает низшим действие, совершенное с желанием улучшить себя. Тот, кто говорит, что служение, оказываемое Санньяси или Садху с желанием получить благословения или заслугу, является низшим, просто противоречит правильному пониманию ценностей. Желание служить Садху основано не на тамасичной эмоции жадности, а на саттвичной эмоции прогресса, эволюции и высших ценностей. Каждый человек хочет улучшить себя, потому что таково желание души — совершенствоваться.

Каждому, кто стремиться духовно продвигаться, необходимо развивать два качества. Это знание и сострадание. Без знания ваше сострадание будет привязывать вас к этому миру, без знания вы будете слепыми. А без сострадания ваше знание не сможет приносить плоды, это будет не истинное знание, поскольку оно будет лишенным сладости, сухим и острым как меч.  Чтобы расцветало знание, необходимы регулярная духовная практика и вайрагья (непривязанность), чтобы развивалось сострадание, необходимы любовь, доброта и служение.

Стремление служить бедным поможет изменить ваше сознание, это благородное дело, которое следует выполнять. Тем не менее, вопрос, который мы рассматриваем – служение бедным в сравнении со служением духовным людям, садху и санньяси. Этот вопрос ошибочно считается неважным. Если мы служим бедным, то у нас нет связи с людьми, обладающими высшим сознанием. Но если мы служим духовному человеку, то существует связь с личностью, у которой есть высшие цели и высшее сознание. Поэтому если кто-то служит духовному человеку, то он получает пользу от его тапасьи (покаяние, аскеза) и благословения. Он получает их независимо от того, желает он того или нет, поэтому такую севу можно выполнять с Ниш Каамбхав. Эти благословения помогают поднять ум к высшим целям. Они помогают установить равновесие в человеке, сосредоточить ум, пробудить стремление к знанию, сделать его более сострадательным, побудить служить другим и привить позитивные привычки и позитивные цели. Служение духовным людям делает жизнь лучше и улучшает служение другим, фактически оно лучше служения бедным. Поэтому такое служение становится средством для изменений в положительном направлении. Так что делайте мудрый выбор.

Бхагават Гита 2:50. ЙогахКармасуКаушалам. Йога – это искусные действия.

Искусные действия означает выбирать такие действия, которые ведут к более высокому сознанию.

Объяснение этой шлоки относится к техническому аспекту Санкхья Йоги, однако, это одно из объяснений нашей темы.