(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(57488965, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });
❮  на главную

Эффекты пранаямы

Пранаяма — древняя духовная техника, принадлежащая к йогической традиции.

С одной стороны эмоции – это главная сила, которая заставляет обычного человека принимать решения в своей жизни. С другой стороны неконтролируемые эмоции приносят страдания и дают ответные реакции. Некоторые люди находятся во власти своих эмоций, и их реакция часто не соответствует ситуации. Поэтому для таких людей нежелательные реакции являются острыми углами их личности, что мешает им вести счастливую, полноценную и успешную жизнь. Тем не менее, даже успешные люди могут считать, что эмоциональное содержимое ума доставляет им беспокойство.

С практической точки зрения эмоции можно понять как реакции ума на внешние раздражители, но кроме того они дают уму окраску, которая заставляет его видеть вещи не такими как они есть на самом деле, искажает реальность.Большинство из этих нежелательных реакций и неверных восприятий порождены предыдущими негативными условиями, неправильным обучением, плохими привычками, нездоровым образом жизни, всем, что приводит к стрессу. Всякий раз, когда есть избыток стресса, он выражается в разных формах. Это может быть чувство незавершенности, перепады настроения, подавленность, эмоциональные срывы, резкие негативные реакции на людей, гнев, печаль, депрессия, ощущение холода, чувство боли, в том числе телесной, проблемы со здоровьем, болезни, а также другие реакции.

Часто человек, испытывающий такие реакции, хочет от них избавиться, но не знает как. Ум, находящийся в состоянии покоя, может быть лучшим другом человека, а беспокойный и неуравновешенный ум – это причина проблем и страданий. Как же работать с такими реакциями и избавиться от них?

Есть множество техник очищения ума. С практической точки зрения есть четыре основных метода для работы с негативными реакциями и стрессом. Вот они:

  • Работа с мыслями (психоанализ, психотерапия, и не только)
  • Работа с энергией (практики оздоровления, мантры, медитация и т.д.)
  • Работа с помощью трав, лекарств, массажа, физиотерапии и других техник
  • Работа с дыханием (пранаяма, дыхательные дисциплины)

Здесь мы обсудим работу с дыханием. С точки зрения практики работа с дыханием не может быть отделена от работы с энергией, так как элемент энергии в практике будет самым существенным. В определенном смысле они одно, тем не менее, сами методы основаны на дыхании.

Будучи недавно в Германии, я познакомился с многими хорошими людьми, однако, некоторые из них страдают от сильных эмоциональных проблем. В течение моего пребывания там я заметил, что многие из них быстро выздоровели, проводя время со мной, а также благодаря тому методу пранаямы, которому я обучаю. Эти наблюдения заставили меня задуматься, и я решил проверить эти методы на людях с более серьезными проблемами. Поэтому я попросил в России одну знакомую женщину – психоорганического аналитика привести своих пациентов ко мне на семинар по пранаяме.

Она согласилась и привела несколько пациентов. Это было вызовом для меня, поскольку обычно я проводил семинары для духовных людей, многие из которых уже практиковали духовные техники, по крайней мере, на протяжении нескольких месяцев, а то и лет. Когда эти люди пришли, я понял, что их энергия отличаются от энергии людей, с которыми я обычно имел дело. Их энергетика была рассеянной и беспокойной. На мгновение я подумал, что откусил больше, чем смогу проглотить. Но как только начал и сам втянулся в процесс, то назад уже не оглядывался. Во всяком случае, я был уверен, что в состоянии им помочь.

Семинар продолжался 11 часов в течение трех дней. В первый и третий день – по 3 часа, во второй – 5 часов. В первый день после первых 1,5 часов я заметил, что люди успокаиваются, а их энергии становятся уравновешенными. Остальные 1,5 часа прошли хорошо, и после окончания первой сессии я увидел позитивное воздействие на всех этих людей.

На второй день,когда они пришли, в их энергиях были явные изменения. Они уже чувствовали себя как духовные люди, которые делали какие-то духовные практики. После интенсивной 5-часовой практики этот эффект еще более усилился. Я заметил, что люди были способны сидеть достаточно комфортно на протяжении всего этого времени с небольшими перерывами.Это был настоящий успех, так как большинство этих людей, вероятно, никогда в своей жизни не сидели со скрещенными ногами так долго. Я отношу это к техникам, которые снимают негатив, тем самым исцеляя и облегчая людям выполнение практик.

На третий день, когда они пришли, я чувствовал в этих людях большие перемены. Они стали более спокойными, центрированными, отдохнувшими и выглядели счастливее. Было явное позитивное изменение в их настроении, поведении и душевном равновесии. Третий день занятий укрепил результаты предыдущих дней. Люди покидали семинар в приподнятом настроении, светлые, счастливые, позитивные, полные жизни и энергии. Результаты экспериментального семинара оказались положительными и успешными. Моя знакомая, психоорганический аналитик, осталась довольна изменениями.

Здесь я должен указать на определенные вещи. Термин Пранаяма очень общий и охватывает широкий диапазон различных традиций и техник. Каждая традиция или школа имеет собственные подходы и систему. Каждая школа делает акцент на определенных избранных методах и методологии, так что на практике между ними могут быть огромные различия. Однако большинство йогических школ, которые обучают пранаяме, учат техникам традиционной хатха-йоги, направленным на успокоение ума или в моем понимании, если говорить проще, на отключение ума. Это очень хорошо работает, если кто-то хочет медитировать, так как это приводит к спокойному уму и позволяют хорошо медитировать. Однако, негатив в том, что эмоциональное содержание ума не удалено, а подавлено.

Техники, которым мы следуем, имеют две цели. Они не заставляют молчать ум, а направлены на его очищение и освобождение от негативного эмоционального содержания или нагрузки. И вторая цель — сделать ум очень тонким так, чтобы человек был способен чувствовать духовные вибрации по всему телу. Вторая задача будет выполнена только тогда, когда ум станет достаточно тонким и очищенным от большей части негативного содержания, главным образом, эмоциональных беспокойств. Важно удалить эти эмоциональные беспокойства, поскольку они не дают разуму хорошо функционировать. Негативные эмоции мешают принятию разумных и логичных решений, в то время как стресс притупляет разум, не позволяя ему эффективно функционировать.

Для простого понимания ум можно разделить на две части. Одна из них — рабочая память (прарабдха и крийаман карма) похожа на RAM в компьютере, другая — это склад памяти (санчит карма), где хранится вся информация аналогично жесткому диску. Некоторые из этих воспоминаний или файлы еще не могут быть открыты, поэтому они не мешают работе ума; однако, они откроются, когда представится такая возможность. В определенном смысле закрытые файлы находятся вне досягаемости, поэтому мы можем работать с открытыми файлами или рабочей памятью. Техники удаляют  негативные эмоции и успокаивают ум; однако следует понимать, что источник проблем часто лежит глубоко внутри ума. Так что какая-то часть останется и только с помощью регулярных занятий многие глубокие беспокойства будут  полностью удалены. Это негативное содержание ума формируется в результате:

  • Накопленных прошлых поступков (санчит-карма, склад поступков) из многих жизней,
  • Тех файлов или поступков, которые становятся активными в настоящий момент (прарабдха-карма),
  • Поступков, которые мы совершили в этой жизни, и которые стали активными, возможно, из-за воздействия прошлой кармы,
  • Тех поступков, которые мы совершаем в настоящее время (крийаман-карма).

Термин карма обозначает поступки трех типов: тела, речи и ума. Санчит карма хранится в причинном теле, в то время как прарабдха и крийаман работают в тонком теле. Довольно легко работать с тонким телом, но сложно с причинным.

Наш образ жизни и поступки, которые мы совершаем,влияют на уровень стресса в нашем уме. (Например, напряженная работа, слишком много общения, перемещение среди большого количества людей, материальная необеспеченность и т. д.). Регулярная практика дыхательных техник сохраняет ум спокойным, позволяя нам удалять все негативные загрязнения, которые возникают из накопленной памяти и благодаря нашим поступкам.

Эти техники сами по себе очень легкие и разработаны так, чтобы быть совместимыми с современной личностью и образом жизни. Существует вполне конкретный набор правил, которым необходимо следовать при выполнении техник. В начале идут методы исправления дыхания, так как большинство людей дышат неправильно. Определенная часть времени, в начале каждого дня, тратится на методы тренировки ума. Наряду с этим, в ходе семинара дается объяснение того, как соотносятся древние техники йоги и современные научные исследования, чтобы дать глубокое понимание этих техник. Поскольку методы предназначены для высвобождения боли и эмоционального беспокойства, то с каждым часом человек чувствует себя лучше и светлее. Однако, семинар построен в виде программы, поэтому важно выполнить всю программу, только после этого проявляется полный эффект техник. Должным образом освоив техники, после семинара можно практиковать их самостоятельно.

Все статьи

Об авторе

Свами
Муктананд Пури

Монах традиции Шри Видья