(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(57488965, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });
❮  на главную

Йога

Йога – стремление человека слиться с Богом
Йога – это наука духовного развития, целью которой является самореализация.
Есть множество определений йоги, но их глубинное понимание возможно только на уровне тонкого ума.
Одно из самых важных определений йоги, данных мудрецом Патанджали, звучит как
yogashcittavR~ittinirodhaH (ЙС сутра 1.2.), т.е. йога –это остановка волнений читты. Перевести понятие «читта» невозможно, но понять его значение можно на следующем примере. Читта подобна холсту, на котором отображаются все творение. Проще говоря, читта – это поле ума. Таким образом, данную сутру можно перевести так: Йога – это остановка волнения поля ума. Нужно добавить, что существует пять категорий вритти (поля ума):
1. правильное знание,
2. неправильное знание,
3. воображение,
4. сон,
5. память.
Истинным считается только правильное знание. С точки зрения практики Патанджали перечисляет восемь ступеней йоги. Эти аспекты йоги лучше и проще всего изучать под руководством гуру, принадлежащим к йогической традиции. Вообще, любые духовные практики лучше выполнять под руководством гуру, относящимся к соответствующей традиции. В противном случае существует опасность нанесения вреда, и порой исправить этот вред не представляется возможным.

В Бхагавад-гите даны еще два важнейших определения йоги:
samatvaM yoga ucyate (Бхагавад-гита, шлока 2.48), т.е. равновесие ума есть йога. Равновесие означает, что в то время, когда человек действует, его ум остается стабильным, свободным от дуального восприятия чего-либо как хорошее или плохое, красивое или некрасивое, привлекательное и отвратительное, любимое и ненавидимое и т.п. И когда человек находится в таком состоянии ума, его действия не ведут к созданию новых карм.
Следующее определение звучит так:
yogaH karmasu kaushalam (Бхагавад-гита, шлока 2.50), т.е. йога – это искусное действие. В философии йоги считается, что человек должен работать без привязанности к плодам своих действий и воспринимать свои действия происходящими как проявление божественной энергии. При этом йогин не считает, будто он что-то делает, или что он является инструментом в руках Бога. Он просто наблюдатель. И это также не значит, что человек не должен работать, наоборот, он должен работать как можно лучше, уделяя своим действиям 100 процентов внимания. И в философии Бхагавад-гиты карма-йога, йога действия считается способом очищения человека. Когда же человек работает в стабильном состоянии ума, его действия получаются искусными.
Лично я считаю, что йога – это стремление человека слиться с Богом. Йога – это событие, когда индивидуальное существо (jIvAtman) сливается с вечным Атманом (paramAtman). Но что значит Бог? Это понятие можно интерпретировать как высшую силу, стопроцентный ум, сверхсознание или бесконечную энергию, и любое из этих определений будет справедливо.

Все статьи

Об авторе

Свами
Муктананд Пури

Монах традиции Шри Видья