Кумбха Мела
Слово «Мела» может быть переведено с хинди как «ярмарка». «Мела» происходит от слова «Милна», или «Милап», что означает «встречаться». Слово «Кумах» значит «кувшин», и здесь употребляется в смысле «кувшин с нектаром бессмертия» (Амрита).
Теперь несколько слов предыстории Кумбха Мела. Как и в случае со всем индийским, в основе понятия Кумбха Мела лежит одна история. В Индии любят рассказывать подобные истории.
Индия — духовная страна, где любая социальная традиция, событие, собрание, празднование, фестиваль, обряд, форма или место почитания — за исключением нескольких современных — ассоциируются с духовным событием, историей или традицией. И случай с Кумбха Мела — не исключение.
Придание о Кумбха Мела:
Как повествует история, в древние времена шла длительная война между богами (дэвами) и демонами (данавами) — и те, и другие произошли от Махариши Кашьяпы. Причиной этой войны были как культурные, так и идеологические разногласия. Каким-то образом, однако, было принято решение провести совместное мероприятие, где бы боги и демоны пахтали море. Ожидалось, что вследствие этого будут получены некоторые сокровища, которые поделят между этими двумя расами.
В тексте под названием Вишнуяджи встречается упоминание о том, что многие сотни тысяч лет назад к северу от Гималаев, в регионе, который сегодня именуется Средняя Азия, существовало море с чистейшей водой под названием Ксирод. Это и было то море, которое было взболтано. Гора Мандарачал использовалась в качестве мутовки для взбалтывания, в качестве же веревки служил ужасный, ядовитый змей Васуки. Господь Вишну принял обличье черепахи (Курма аватар), и Мандарачал находилась на ее спине, что обеспечивало стабильность. Как всегда бывает, побеждает тот, кто умен и умел. Так дэвы хитро договорились о том, чтобы демоны поддерживали голову, а они сами — хвост. Змей Васуки имел тысячу голов и был страшно ядовит — многие данавы должны были погибнуть от его многочисленных ядовитых укусов. Когда начали пахтать море, первым, что появилось, — был смертельный яд под названием Налагала. Все три мира незамедлительно начали страдать из-за его испарений. В конечном счете, после некоторого размышления, Господь Шива принял решение выпить этот яд, — он остановил его действие в своем горле. Из-за яда горло приобрело насыщенный синий цвет, поэтому Шиву также стали называть Нилакантха. Когда миры были спасены от воздействия яда, процесс взбалтывания продолжился.
После этого — среди всего прочего — появились следующие четырнадцать сокровищ. Колесница Пушпака, управляемая лебедями, Слон Айравата, дерево Париджата, Вина, небесная нимфа-танцовщица Рамбха, самый драгоценный рубин Каустубха, дитя Луна, раковина Панчаджанья, лук Шаранга, пять священных Коров — Лакшми, Сурупа, Сумна, Сушила, Сурабхи, лошадь по имени Учхаишравах, небесный зодчий Вишвакарма, а также лекарь Шри Дханвантари, держащий в своих руках кувшин с Амритой (нектаром бессмертия), который привлекал и очаровывал всех вокруг.
Дэваты знали о том, что появится кувшин с нектаром бессмертия и что весь этот процесс пахтанья моря происходил из-за этого нектара. Поскольку война между дэвами и данавами длилась уже очень давно и никогда бы не прекратилась, дэвы поняли, что единственным способом выиграть эту войну было сделаться бессмертными. Так они заранее задумали, что как только появится этот нектар бессмертия, Джайянт, отважный сын Индры, завладеет кувшином и передаст его им.
Когда кувшин с нектаром бессмертия появился, как и было запланировано, дэвы подали знак Джайянту. Тот схватил кувшин и убежал. Дэваты сделали вид, что провели совет и затем сообщили Гуру данавов Шукрачарье о том, что кувшин с Амритой был украден. Когда данавы услышали это, то покинули Васуки и бросились преследовать Джайянта. Последний испугался и в течение двенадцати дней убегал в разных направлениях, а данавы рьяно продолжали преследовать его. Все это время данавы пытались захватить кувшин с нектаром, который крепко держал Джайянт. И все это время Солнце, которому помогали Луна, Юпитер и его сын Сатурн охраняли кувшин, следя за тем, чтобы он не упал и не разбился. Луна следила за тем, чтобы не разлился нектар. Юпитер следил за тем, чтобы кувшин не могли захватить данавы. Сатурн следил за тем, чтобы Джайянт сам не выпил нектар из кувшина. Во время погони кувшин с нектаром ежедневно один раз оказывался на земле. Таким образом, он был на земле 12 раз. (Согласно некоторым версиям истории, в этой погоне небольшое количество нектара разлилось в некоторых местах). Итак, погоня продолжалась 12 дней, и в итоге так никто и не выпил нектар бессмертия.
В конечном счете, по просьбе дэвов, прекрасный Господь Вишну принял облик очень красивой и обворожительной небесной женщины по имени Мохини. Она явилась перед данавами и Джайянтом и остановила их, спросив о том, какова причина их спора. И они рассказали ей всю историю. Тогда силой своих чар Мохини убедила их в том, что они должны вверить ей решение вопроса о том, каким образом следует распределить нектар. Они согласились. Как и было запланировано, Мохини отдала нектар бессмертия дэвам, а данавам предложила подслащенную ликером воду. (Может быть, именно так и появилось высказывание «Никогда не доверяй красивой женщине». Простите мне мое чувство юмора). В конце концов, дэвы получили, что хотели, и стали бессмертными.
Теперь один небесный день равняется одному человеческому году. Поэтому когда Солнце, Луна, Юпитер и Сатурн находятся в тех солнечных знаках, в которых они были, когда защищали кувшин с Амритой, происходит Кумбха. Говорят, что Кумбха Мела происходит каждый год, причем четыре раза это случается в Индии. Считается, что это событие помогает людям очиститься от своих грехов, а также продвинуться в духовном развитии и процветании. Другие восемь Кумбх случаются в разных небесных и тонких мирах, известных лишь дэватам, риши и сиддхам.
Места, где происходит Кумбха Мела:
Кумбха Мела — это духовное событие, которое происходит четыре раза в двенадцать лет (один раз в три года) в четырех разных местах:
1. Аллахабад (Праяг, или Праягья) на берегах Тривени, месте соединения трех рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати;
2. Уджайн (Авантика) на берегах реки Шипра, это событие также известно как Симхаст Мела;
3. Насик (близ Панчавати), включая Трьямбакешвар на берегах реки Годавари;
4. Харидвар на берегах реки Ганги.
Продолжительность Кумбха Мела составляет один месяц, кроме Кумбха Мела в Харидваре, длительность которой составляет около трех месяцев. Обычно Кумах Мела случается в тот год, когда общая сумма цифр из которого он состоит делится на три. Например, Кумбха Мела в Аллахабаде состоялась в 2001 году, в то время как Симхаст Мела в Уджайне была в 2004, Кумбха Мела в Насике — в 2007, в Харидваре — в 2010, а предстоящая Кумбха Мела в Аллахабаде пройдет в 2013 году. Так 2001 — это 2+1=3; 2004 — это 2+4=6; 2007 — это 2+7=9; 2010 — это 2+1=3; 2013 — это 2+1+3=6. Все делятся на три.
Из четырех вышеперечисленных Кумбха Мела в Аллахабаде считается самой значительной. Также в Аллахабаде согласно индуистскому календарю ежегодно в месяце Магха (обычно январь-февраль по григорианскому календарю) проходит ярмарка, известная под названием Магха Мела. Один раз в двенадцать лет вместо Магха Мела празднуется Кумбха Мела. Шесть лет спустя после Кумбха Мела в Аллахабаде празднуют срединную Кумбха Мела, которая также происходит вместо Магха Мела.
Когда проходит Кумбха Мела?
Кумах Мела в Харидваре проходит, когда Юпитер находится в Водолее, это совпадает с Санкранти. Санкранти означает переход Солнца из одного зодиакального знака в другой (Раши — в индийской астрологии). Таким образом, вообще существует всего двенадцать таких переходов. В данном случае — из знака Рыб в Овна (Кумбхастха Брихаспати, в день Меша-Санкранти).
Прайяг Кумах (Аллахабад) начинается в новолуние (Амавасья), когда Юпитер находится в Скорпионе, а Солнце в Стрельце.
Арах (срединная) Кумбха в Харидваре проходит, когда Юпитер находится во Льве, а также проходит Санкранти. Через шесть лет после Кумбха Мела в Харидваре. (Симхастх Брихаспати, в день Меша- Санкранти).
Уджайн Симхаст (Кумбха) начинается в новолуние (Амавасья), когда Юпитер находится во Льве, а Солнце в Овне.
Годавари Кумах в Насике начинается в новолуние (Амавасья), когда Юпитер и Солнце находятся во Льве.
Срединная Кумбха Прайяге (Аллахабад) начинается новолуние (Амавасья), когда Юпитер находится в Скорпионе, а Солнце — в Стрельце. Спустя шесть лет после Кумбха Мела в Прайяге.
Затем снова проходит Кумбха Мела в Харидваре, и, таким образом, цикл повторяется. Ардха Кумбха в Харидваре и Симхаста в Уджайне пройдут в один и тот же год. Таким же образом Ардха Кумбха в Аллахабаде и Годавари Кумбха в Насике пройдут в один и тот же год.
О Кумбха Мела:
Кумбха Мела — это событие, которое предшествует исторической хронике. У него не было организатора и не было приглашенных. Согласно историческим упоминаниям саньясины, садху и другие представители монашеских орденов индуизма собирались здесь в определенное время. Изначально целью данных собраний было общение, организация собраний для обсуждения различных тем, обучение друг друга духовным техникам, а также получение духовных посвящений.
Однако за последнее столетие — и особенно в последние десятилетия — Кумбха Мела приобрела более масштабное значение. Благодаря освещению события в СМИ люди стали более осведомленными относительно «праздника кувшинов». Во время праздника обычно выделяют как минимум три дня для священного омовения. С учетом высокого уровня населения Индии огромное количество людей приезжает на Кумбха Мела. Большинство прибывают именно для священного омовения, другой причиной является общение с монахами и духовными лидерами, получение благословения. Есть те, кто приезжает в поисках Гуру — духовного Учителя, дающего духовное руководство и обучающего философии. Есть также и те, кто приезжает за благословением для решения своих проблем.
Кумбха Мела — особенное событие, поскольку оно является, вероятно, единственным мероприятием, празднуемым в таком широком масштабе где-либо среди людей, идущих духовным путем развития. Для тех, кто никогда прежде не бывал на нем, это место — источник колоссальной духовной энергии, со всем разнообразием действ — от лекций, огненных церемоний, практики асан и пранаям в одних местах, до распевания бхаджанов (священные песнопения и рецитация стихов), проведения целительных обрядов, чтения священных текстов, пиршеств, процессий, купаний, сатсангов и т.п. — в других. Все это происходит непрерывно в разные дни в течение целого месяца. Дни купаний, несомненно, являются особенными.
В чем в действительности заключен смысл священных омовений?
Несомненно, в дни празднования Кумах Мела, предназначенные для священных омовений, чувствуется большой поток духовной энергии. По этой причине, во-первых, купание в реке имеет большое духовное значение. Индийские тексты придают огромное значение купаниям в эти дни, поскольку данная практика способна легко наполнить человека этой энергией. Чтобы поверить в это, лучший способ — убедиться на собственном опыте. Представьте, какой всплеск духовной энергии генерируется собранием такого количества представителей духовного мира. Одно лишь присутствие на Кумбха Мела можно назвать священным купанием в этой энергии. Таким образом, это второе значение словосочетания «священное омовение». И в-третьих, общение с мудрецами, внимание их словам знания и мудрости, является омовением в реке божественного знания. В-четвертых, посещение саньясинов и других духовных лидеров, получение посвящений и ощущение благодати от могущества их благословляющих молитв есть купание в водах успеха и процветания. В-пятых, многие остаются на Кумбха Мела в течение всего месяца для передачи духовных практик. Это называется Кальпаваса, и считается, что это приносит много блага и дает духовную силу ученикам. Любой мог бы определить это явление омовением в глубинных водах и более серьезных аспектах духовности.
Главные дни омовений согласно индуистскому календарю:
Кумбха Мела в Харидваре: первое омовение — в Махашиваратри (Пхалгун Трьодаши, Чатурдаши). Второе — в Чайтра, Крушина Амавасья. Третье омовение — в Меша-Санкранти.
Кумбха Мела в Прайяге: Первое омовение — в Макара-Санкранти. Второе — в Мауни Амавасья. Третье главное омовение — в Васанта-Панчами.
Уджайн Симхаста: первое омовение — в Меша-Санкранти. Второе — в Ваишакха, Крушина Амавасья. Третье главное омовение — в Ваишакха Пурнима.
Кумбха Мела в Насике: первое омовение — в Шравана, Крушина Амавасья. Второе — в Симха Санкранти. Третье — в Шравана Пурнима (Ракша Бандхан). Четвертое главное омовение — в Бхадрапада Амавасья.
Все статьи