(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(57488965, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });
❮  на главную

О традиции санньясы

Что подразумевается под словами садхана, садхак, дикша, санньяси, свами, брахмачари, садху, баба, дада, махарадж, муни, риши, ашрам и маттх?

i. Садхана значит духовная практика. Другое значение — стабилизировать  ум или поставить цель (в духовном смысле).

ii. Садхак — это человек, который выполняет духовные практики или делает садхану. Вообще это слово используется для того, кто выполняет регулярную духовную практику. Его также употребляют во время специальных духовных ретритов, семинаров или лагерей для обозначения их участников.

iii. Дикша значит посвящение. Есть два типа посвящения. Первое – духовное посвящение в практику или систему. Оно помогает искателю духовно развиваться. Существует 4 подтипа духовных методов. Три из них квалифицируются как три разных типа дикши.

Второй тип – посвящение в жизнь монаха или получение монашеской одежды. Это посвящение для тех, кто решил вести жизнь санньяси.  На самом деле это только формальная декларация состояния ума, также как и человеческой деятельности по отношению к миру.

iv. Санньяси обозначает индуистского монаха, отреченного или отшельника.

v. Свами – это титул, который дается монаху в ордене санньясы и означает хозяина самого себя. Некоторые свами могут быть начинающими, другие — продвинувшимися на пути, третьи – совершенными. Имя из Дашнам санньясы добавляется только в том случае, когда кто-то получил титул свами.

vi. Брахмачари – это титул, который дается монаху в ордене санньясы. Брахмачари означает того, кто ходит в Боге (Брахмане). Слово «брахмачари» может также использоваться для обозначения ученика или целомудренного человека. Также как свами,  брахмачари может быть начинающим, продвинувшимся на пути и совершенным. В общем, брахмачари – это первоначальный титул, который дается монаху, позже он может стать свами (санньяси). Тем не менее, многие люди могут сразу получить титул свами, порой даже не имея адекватного знания писаний и духовности. Поэтому титулы сбивают с толку.

Двумя хорошо известными брахмачари были Дхирендра Брахмачари и Прабхудутт Брахмачари. Вся Агни Акхара состоит только из брахмачари, включая их Ачарью  Мандалешвара.

Существует различные типы брахмачари дикши. Обычно высшей считается найштик дикша, которая означает, что человек принял решение стать монахом и позже получит санньяс (свами) дикшу.

vii. Садху буквально означает благородного человека, но обычно употребляется для обозначения санньяси (монаха).

viii. Баба – этим словом обращаются к старшему, например, к дедушке. В духовном мире Индии так обращаются к монаху.

ix. Дада означает дедушку, но во многих местах Центральной Индии так обращаются к монаху, чтобы выразить свое уважение.

x. Слово Махарадж буквально означает «Великий царь». В обычном общении в хинди-говорящем обществе оно может быть адресовано почти каждому.  В некоторых частях Индии повара тоже могут назвать махараджем. Тем не менее, в духовном контексте слово Махарадж-джи адресуется монаху.

xi. Муни происходит от слова «мауна» в значении «молчание» и относится к монахам, которые не говорят, но обычно служит обращением к монаху вообще.

xii. Риши значит мудрец. Термин был более популярен в древней Индии и как правило употребляется по отношению к древним провидцам из различных потоков знания. Большинство риши имели семьи. Некоторые были неженаты.

xiii. Ашрам – это индуистский монастырь.

xiv. Маттх также означает индуистский монастырь, но может обозначать и буддистский монастырь.

2. Кто такой Шанкарачарья?

Шанкарачарья был великим индуистским духовным лидером, который жил по некоторым подсчетам около 1260 лет назад (950 год н.э.). Обычно его называют Ади Шанкарачарья. Он реорганизовал традицию санньясы, а также совершил много других больших дел.

Слово Шанкарачарья также является титулом глав четырех маттхов или ашрамов, основанных Шанкарачарьей в четырех разных частях Индии. Эти ашрамы: Бадрикашрам на севере, Дварка – на западе, Пури – на востоке и Шрингери – на юге Индии. Сегодня главы многих других ашрамов или маттхов, связанных с четырьмя главными ашрамами, также называют себя Шанкарачарьями.

3. Что такое Дашнам Санньяс орден?

Слово даш нам в санскрите значит десять имен. Шайва санньяси были реорганизованы Шанкарачарьей и получили десять имен, напоминающие фамилии. Это: Ашрам, Тиртх, Сарасвати, Пури, Гири, Бхарти, Вана, Аранья, Сагар и Парват. Из них первые шесть наиболее распространены сегодня.

4. Существуют ли другие ордена санньясы?

Кроме шайва орденов Шанкарачарьи есть немало других орденов. Почти невозможно назвать их все. Среди наиболее известных: Вайшнав, Тьяги, Вайраги, Удасин, Акали, Натх, Кабир Пантх, Агхори, Джайн Муни, Нимбарк сампрадайа, Раманудж сампрадайа, Сваминарайан и другие.

5. Что значит сампрадайа?

Сампрадайа означает большую группу духовных людей, которые следуют учениям одного духовного лидера, живущего или уже ушедшего.

6. Кто такой Ачарья Мандалешвар и какая разница между Ачарьей Мандалешваром и Мандалешваром?

Каждая Акхара выбирает Ачарью Мандалешвара, в чьи обязанности входит духовное руководство данной группой монахов, а также посвящение новичков в орден с помощью передачи санньяс-дикши (посвящения). Мандалешвар – еще один монах, известный в Акхаре и занимающий в ней почетное место. Он также поддерживает Акхару и руководит монахами на духовном плане.

Слово мандал означает группу, здесь в значении «группа монахов». Мандалешвар значит «глава группы монахов».

7. Что такое Акхара? Сколько существует Акхар и как они называются?

В древние времена храмы, ашрамы, маттхи и духовные лидеры нуждались в защите. Это обстоятельство дало начало традиции воинов-святых, которые защищали веру. Эта традиция очень древняя, вспомним хотя бы Господа Паршурама. Группа воинов-святых называлась акхара. Слово акхара использовалось для обозначения места, где практиковались воинские искусства. Святые делились на две части: шастрадхари, или святые, изучающие Писания, и астрадхари – святые с оружием.

Святой в акхаре называется нага санньяси.

Существуют семь шайва акхар: Атал и Маханирвани; Ананд и Ниранджан; Авахан, Джуна и Агни. Три вайшнав акхары: Нирмохи, Нирвани и Дигамбар. Две удасин акхары: Бада и Найа. Одна акали акхара: Нирмал.

8. Что значит панч и что — румта панч? Кто такие шри махант и махант?

Во главе акхары стоит совет монахов или санньяси. Этот совет управляет акхарой. Существует два типа советов. Один располагается в постоянном месте, например, в Ашраме или Маттхе. Он называется Панч. Другой тип совета управляет монахами, которые путешествуют группами. Он называется румта панч. Это, так сказать, странствующий совет.

Панч обычно состоит из восьми старших монахов, которые занимают какую-либо должность. Каждый из этих монахов называется шри махант. Махантом называют главу ашрама (монастыря), который находится под акхарой. Под этим ашрамом могут быть разные более мелкие ашрамы.

9. Что такое мани?

Каждая акхара состоит из 52 мани. Эти мани представляют большой спектр духовного мира Индии – различные школы, подклассы духовных групп и практик.

Каждая акхара старается впитать духовные ценности и практики разных школ и систем поклонения, чтобы расширить свои горизонты и обогатить свои духовные практики и системы. Это согласовывается с основной философией индуизма.

Одни мани сформировались на основе собственного источника такие как мултани мани, другие – на культуре такие как лама мани, третьи на основе других групп – риддхнатхи, седжаван и т.д.

10. Какая разница между дашнам санньяси и другими нага санньяси?

Любой санньяси, который получил посвящение от монаха, уполномоченного инициировать в орден санньясы Шанкарачарьи, называется дашнам санньяси, потому что он имеет одно из десяти имен (похожих на фамилии).

Нага санньяси  — воины-санньяси. Они называются нага, потому что живут обнаженными или почти обнаженными. В традиции нага когда новый санньяси принимает посвящение, его поначалу называют маха пуруш, что примерно переводится как великая душа. Позже, когда он становится нага, его называют дигамбар, что значит «одетый в небеса». В это же время или чуть позже он также инициируется в дашнам санньясу и называется свами. Эта групповая церемония для нага садху проводится ачарьей мандалешваром и называется виджай хом.

Санньяси, которые являются дашнам, но не нага, обычно зовутся  шастрадхари, то есть санньяси с писаниями. Нага санньяси – это садху-воины, или астрадхари, то есть вооруженные монахи. Сегодня нага садху в большинстве своем не носят оружия. Немало из них пытаются заниматься саморазвитием.

11. Может ли санньяси из одного ордена или акхары обучаться у кого-то еще?

Как правило, каждый санньяси стремится специализироваться в одном виде поклонения и принимает одну философскую систему больше чем остальные. Санньяси, полностью посвятивший себя духовному миру, имеет много времени для изучения разных систем. Получив инициацию в орден, санньяси может оставаться с Гуру на какое-то время, а потом путешествовать в другие места и к другим мастерам. Фундаментальная свобода – это часть индуизма. Обычно большинство дашнам санньяси, которые не нага садху, могут идти к другому учителю обучаться другим практикам, методам и философским системам.

В каждой акхаре существует 52 мани. Так определенный нага санньяси, принадлежащий к определенной мани, может идти учиться к другим саньяси из другой мани, но в той же самой акхаре. Обычно садху из другой акхара могут не принять в качестве ученика. Тем не менее, все санньяси общаются между собой и часто даже живут вместе. Но нага садху может идти к другим дашнам садху, которые не являются нагами, также как к махамандалешварам, чтобы учиться у них.

Также обычно большинство семейных людей, которые являются учениками какого-либо санньяси, не учатся у других Гуру. Все же они могут посещать других санньяси, чтобы получить их благословение. У большинства семейных людей нет времени учиться у разных мастеров, ведь они не посвящают всю свою жизнь духовному пути.

С другой стороны, ученик какого-либо Гуру, будь он семейным человеком или санньяси, не обязательно нуждается в том, чтобы учиться или посещать другого Гуру.

Все статьи

Об авторе

Свами
Муктананд Пури

Монах традиции Шри Видья