(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(57488965, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });
❮  на главную

Является ли Гуру диктатором?

Большинство людей, пытаясь понять Гуру-шишья-парампару (традицию), стремятся поместить ее в рамки известного. Некоторые смотрят на нее как на обычные отношения учителя и ученика, для других это и вовсе загадка. Большинство часто неправильно понимают Гуру-парампару, особенно западные люди, но и многие современные образованные индийцы тоже. В большинстве индуистских традиций сама основа традиции – это Гуру-шишья-парампара (отношения между Гуру и учеником). Это особенный вид традиции, который существует только в индуистской духовной системе и ее ответвлениях.

Поверхностное ограничение человеческого понимания в том, что мы пытаемся втиснуть все события, явления, отношения и проблемы в пространство различных скобок, ящиков или файлов, которые существуют в нашем уме на основе нашего опыта. Однако если мы сталкиваемся с чем-то новым или необычным, мы можем совершенно растеряться. Иногда мы делаем ошибку, помещая новое событие в рамки старых схем. Это ведет к серьезному непониманию.

Большинство современных людей мыслят в терминах демократии и привыкли решать вопросы демократическим путем, где они могут проявлять свою свободную волю. В духовной индуистской традиции Гуру-парампары, шишья накладывает добровольные ограничения на свою свободную волю, отдавшись на волю Гуру. Пожалуй, единственный момент в отношениях, когда можно проявлять свободу воли — это когда человек решает обучаться, следуя инструкциям Гуру, либо оставить его (что обычно не считается хорошим выбором). В остальном, считается, что шишья обязан подчиняться указаниям Гуру. Тем не менее, это не значит, что у него нет свободы. Шишья может поместить свои вопросы, проблемы и заботы перед Гуру для того чтобы найти решение. Часто онимогут быть даже личного характера. Человек имеет свободу действий, но в рамках правил и понимания дхармы. Функция Гуру заключается в том, чтобы направлять искателя,помогать ему контролировать и ускорять духовный прогресс, а не ограничивать его. Процесс хорошо работает, когда кто-то решает самостоятельно предаться Гуру и действовать как предписано. Это не может быть никому навязано.

Здесь следует отметить, что наиболее распространенные социальные отношения, а именно институт брака основан на предпосылке добровольного ограничения свободы воли и компромисса. Когда человек выбирает партнера, то отношения с другими партнерами, естественно, исключаются. Гуру-шишья-парампару невозможно сравнивать с браком, но когда человек выбирает Гуру и определенный духовный путь, то подобным  же образом выбор пути свободной воли и неконтролируемого желания автоматически исключается.

Гуру-шишья-парампара не является демократическим институтом, поскольку она не может быть демократической. Представьте, даже в случае обычного учителя с 10 учениками, если ученики будут сами решать, чему и как учиться, то каким будет результат. Это никуда не годится. Можно сказать: «Я понимаю, что учителю тоже приходится преподавать по программе и правилам школы». Однако термины «Гуру» и «учитель» не равнозначны, ибо гуру не является простым учителем, поскольку учитель ходит на работу, получает зарплату; он выполняет работу и продолжает свою жизнь. Преподаватель должен иметь квалификацию, чтобы преподавать. Она основана на его опыте и заслугах. Гуру гораздо больше обычного учителя, безусловно, он учитель высшего порядка, но в других традициях нет слова для обозначения этого понятия, поэтому используется только слово Гуру. Самое большое различие между отношениями Гуру и шишьи и отношениями учителя и ученика заключается в том, что учитель передает знания о мирских и материальных аспектах жизни, а Гуру вносит изменение в сознание шишьи. Гуру-совершенный духовный учитель, который согласился благословить шишью обучением, взяв его на путь просветления и освобождения. Это не школьное и университетское образование, которое нацелено на то, чтобы сдать экзамен, получить оценки, а затем — квалификацию или степень. Здесь обучение направлено на изменение самого человека, на его эволюцию в высшее человеческое существо. Гуру должен быть компетентным для того, чтобы обучать ученика, но и шишья тоже должен быть пригодным для обучения. Непригодный шишья не сможет воспринять духовной материал, практики или философию.

В Гуру-шишья парампаре Гуру говорит, а шишьи слушают. Гуру говорит, что и как делать – они выполняют. Они могут задавать вопросы, но со смирением. Даже если они не допускают неповиновения, все же они могут не оправдать ожиданий Гуру.

Традиция не определяется в терминах автократии или диктатуры, поскольку это не политическая, а духовная система, которая ставит своей целью поднять ученика, по крайней мере, до уровня Гуру, который может быть просветленным и освобожденным Мастером. Гуру — не диктатор, стремящийся подчинить себе мир, вместо этого он пытается помочь своему ученику подчинить ум и превратиться в духовное существо. Гуру не стремится к выгодам в обмен на духовный опыт и обучение; он не стремится манипулировать учеником для достижения политической цели или материальной пользы. Но в традиции есть понимание, что шишья должен приносить соразмерные пожертвования Гуру; однако пожертвование зависит от возможностей шишьи. В индуистской традиции говорится, что долг перед Гуру никогда не может быть погашен полностью.

Мысль о том, что человек должен сдаться какому-то человеку, который больше чем жизнь, и подчиняться всем его инструкциям и приказам, может испугать жителя Запада и индийца, получившего западное образование. Причина этого, в том числе, в опыте предшествующих поколений, которые пострадали от политических лидеров и религиозных институтов. Такие лидеры чаще всего были политиками с материальными целями в жизни. Но в дхармических духовных системах Гуру – это высокоразвитое существо, он дисциплинирован, сострадателен, наполнен знанием, готов делиться им, работает на благо всех существ. Есть еще одна более глубокая причина. Обычное обучение сфокусировано на знании предметов, их запоминании и воспроизведении. Современное образование основано не на дхармических принципах формирования характера и укрощения ума, превращения его в полностью управляемый инструмент с помощью контроля желаний. Поэтому идея отвергнуть материальную жизнь для некоторых также может быть довольно ужасающей, а для тех, кто привык подчиняться прихотям своего ума, очень тяжело поставить свой ум под контроль. Всегда легко падать, а подниматься сложно и трудно. Изменить свой характер и личность – это непростая работа.

В отличие от других религий, индуизм следует принципам Дхармы, которые нужно хорошенько понять, прежде чем сравнивать восточные духовные системы и практики западных религий. На самом деле, большинство индуистов не называют индуизм религией, ибо индуизм определяется как корзина различных духовных философий и практик. Таким образом, базовое понимание самой системы отличается от опыта западных людей, их метода обучения, практики и философии.

В наши дни стало модно говорить о внутреннем Гуру, но люди не понимают полностью, что это значит или кто может с ним вступить в контакт. Традиция не принимает концепцию внутреннего Гуру для среднего человека, потому что внутри несовершенного существа слышны только голоса ментальной путаницы. Человек с невысоким уровнем обучения не сможет различить голос внутреннего Гуру среди многочисленных голосов своего ума. Несовершенный человек не знает куда идти, потому что у него нет опыта прохождения всего пути. Но совершенный мастер может показать верный путь, основанный на опыте, логике, Писаниях, подтверждении и руководстве Гуру-парампары. Этот человек предался Богу и его учение основано на непосредственном личном опыте духовного пути. Такому совершенному  духовному учителю внутренний Гуру открывает Себя, ибо он един с Богом, все его поступки основываются на Боге и воле Гуру, которую можно также назвать внутренним Гуру. Внутренний Гуру раскрывается с помощью духовного совершенства и никак иначе.

Гуру — это благодатная сила, которая стремится помочь ученикам достичь совершенства, чтобы стать независимыми, мыслить самостоятельно, идти в мир с сильной решимостью и непоколебимой верой в себя. Так они смогут сделать мир лучше, и помочь другим, в свою очередь, развиваться и эволюционировать. Гуру — это сила Бога или Шивы, которая называется Ануграха-Шакти или благодать. Эта бесконечная благодать Бога проявляет себя через человека, который является носителем традиции, Гуру в физической форме.

Гуру-Шишья-парампара применяется на другом уровне познания и существования, поэтому она отличается от других  систем.Гуру-Шишья-парампара основана на духовных, мирных, гармоничных, радостных взаимоотношениях и ведет к личному развитию, совершенству и самореализации.

Все статьи

Об авторе

Свами
Муктананд Пури

Монах традиции Шри Видья